Реализация имущества лизинговой компании-банкрота

Не редко среди лотов можно встретить земельные участки с железнодорожными путями. Кто и зачем покупает ж/д тупики?
Первый вариант – это использование по назначению. Как правило, тупики приобретают лица, эксплуатирующие эти ж/д ветки. Часто тупики сданы в аренду и продолжают функционировать. 
Второй вариант – это покупка с целью демонтажа. Демонтаж железнодорожных путей с последующей продажей рельс - это очень специфический вид бизнеса и имеет много особенностей. 

Увидев объявление о продаже ж/д тупика, нужно сразу понять, как оформлен земельный участок под полотном. Если земля будет в аренде, то, в случае демонтажа пути, вас никто не освободит от арендных платежей. Вы уже вывезете рельсы, успеете забыть о покупке и спустя год получите повестку в суд. Истцом будет выступать местная администрация. Средняя арендная ставка по землям промышленного назначения около 30 рублей за квадратный метр в месяц. Всегда рекомендуем покупателям после демонтажа рельсы расторгать договор аренды. Для этого после демонтажа полотна необходимо получить справку БТИ об отсутствии объекта недвижимости. Правда есть одно но – администрация может потребовать рекультивацию земельного участка – т.е. убрать и вывезти балластный слой. Вы можете подумать, что вы просто не заключите с этой администрацией договор аренды и проблем у вас не возникнет. Так вот нет, они точно возникнут – администрация обратится к управляющему должника и установит победителя торгов, то есть вас. А далее последует обращение в суд. Уверяем вас, что суд будет на стороне администрации.
При этом, если вы после торгов становитесь собственником земли. Вы не сможете отказаться от заключения договора купли-продажи земли. За этим проследит арбитражный управляющий. Из ГРН должна быть исключена запись о наличии земельного участка в собственности должника – без этого арбитражный управляющий не сможет завершить процедуру банкротства. Так что, если вы попытаетесь уклониться от регистрации права собственности – за вас это сделает арбитражный управляющий в судебном порядке. Налог на имущество составляет в среднем 1,5% от кадастровой цены в год. Сумма может оказаться очень внушительной. 


Наверняка многие считают, что можно безболезненно отказаться от права собственности на недвижимое имущество. Согласно 236 ст. ГК РФ физическое или юридическое лицо вправе отказаться от права собственности на недвижимое имущество, но есть одно НО. «Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом». То есть, вы откажетесь, но налоги все равно будете платить, пока не появится новый собственник, а он может появиться … никогда. Кому нужен длинный и узкий кусок земли в промышленной зоне? Практически, никому. Порядок отказа от права на земельный участок так же прописан в 53 статье Земельного кодекса РФ, и на сайте Росреестра
Если железнодорожный путь продается без земли, то это сильно упрощает дело и делает его более выгодным. Но такое бывает редко. Как правило, профессиональные покупатели ж/д тупиков (в том числе и просто больших промышленных объектов под демонтаж) для участия в сделке используют фирму-однодневку. 
Следующий важный момент, который всегда важно учитывать – это согласование демонтажа рельсы с местной администрацией и полицией. Демонтаж железнодорожного полотна может попадать под действие 205 ст. УК РФ (терроризм). В обязательном порядке необходимо предоставить копии документов на право собственности в местное отделение полиции и получить разрешение на работы. В администрации так же необходимо получить разрешение, т.к. ветка может быть социально-значимым имуществом (к примеру, вести к котельной, которая уже 30 лет не используется, но является «резервной» для населенного пункта).

Теперь о самих рельсах. 
Вес рельсы можно понять по маркировке рельса. Обычно, он указывается с края. Например, рельса Р-65 весит около 65 килограмм/метр.

Рельсы имеют разные параметры: 
› для широкой и узкой колеи (Р-65 или Р-18),
 промышленные (РП-50, РП-65),
 крановые (КР70, КР100, КР120, КР140),
 различной длины (8, 12,5, 11 метров), а так же других параметров.

Весомое значение имеет категория рельс (степень износа верхней части)

Первая категория износ до 3 мм Такие рельсы можно вторично использовать для укладки путей (в сечении видно, как эти рельсы имеют скругленную верхнюю часть)
Вторая категория износ 3-6 мм Ценится гораздо меньше, т.к. такую рельсу стараются не укладывать (на сечении в верхней части видно скругление, но оно небольшое) 
Третья категория износ свыше 6 мм Это металлолом (на срезе верхняя часть без скругления)

Все указанные параметры можно измерить штангельциркулем самостоятельно и определить параметры интересующих вас рельс по соответствующим таблицам в интернете. Для каждой марки рельс степень износа может отличаться. 

В связи с большим количеством различных параметров, цена на рельсы, как «старые», так и новые, может колебаться от 15 до 90 тысяч рублей за тонну. В среднем, б/у рельсы марки Р-65 стоят от 17 до 40 тысяч рублей за тонну. Наиболее востребованы рельсы марки Р-65. Рельсы Р-50 и Р-43 практически не используются. 
Бывшие в употреблении рельсы, в отличие от новых, имеют ограниченный круг повторного использования. Б/у не используют при укладке федеральных ж/д магистралей, мостов и тоннелей, но для строительства частных ж/д тупиков они очень популярны, так как позволяют экономить значительные средства. Так же б/у рельсы могут использоваться как деловой металл в строительстве – опорные балки, сваи, перекрытия и тд.

Стоимость демонтажа рельс в среднем 1,5-2,5 т.р. за тонну. 
На сегодняшний день, в России достаточно много компаний, покупающих ж/д рельсы. Продать их можно, как, непосредственно, на земле, так и уже в демонтированном виде.