А почему так дорого? Как определяется и устанавливается цена лота, выходящего на торги

Просматривая лоты на HEVEYA.RU, можно обратить внимание, что один и тот же вид имущества стоит по-разному. И дело тут не только в качественных характеристиках этого имущества, пробеге, комплектности и т.д. Часто дело в стратегии, принятой комитетом кредиторов должника и арбитражным управляющим, выставляющих имущество на торги. Давайте посмотрим, как вообще определяется цена выходящего на торги лота.

Согласно 127-ФЗ «О банкротстве», имущество должника - юридического лица подлежит инвентаризации, а ее результаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Кредиторы вправе требовать от конкурсного управляющего провести оценку имущества профессиональным оценщиком. На основе результатов оценки, кредиторы и конкурсный управляющий определяют цены для продажи. В целом, согласно ст. 139 127-ФЗ, порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей. В утверждении цены лота есть две основные стратегии. Давайте разберемся, в чем здесь смысл.

Первая стратегия – это выставить имущество на торги по максимальной цене. Эта цена легко может быть выше средней рыночной. В чем смысл? В том, что есть единственный плюс этой стратегии – это небольшая вероятность того, что кто-нибудь, кому этот лот очень нужен, купит его по начально завышенной цене. Кроме того, имущество может быть предметом залога банка, и банк-кредитор выдавший кредит под залог данного имущества не может согласовать начальную цену ниже суммы займа. В большинстве случаев, имущество не продается и арбитражный управляющий тратит деньги на организацию повторных торгов. И так дело доходит до реализации посредством публичного предложения. А там цена на него может сильно упасть. Каждые торги на электронных площадках, каждая публикация достаточно дорого обходятся, это десятки тысяч рублей. Кроме того, для кредиторов, желающих получить свои деньги, затягиваются сроки реализации имущества, а конкурсный управляющий при этом продолжает получать вознаграждение. 

Вторая стратегия – устанавливать на лот заведомо низкую цену. Эта цена может быть в разы ниже рынка и, как показывает практика, это оправданно. Указывая низкую цену, арбитражный управляющий рассчитывает, что участники аукциона сами поднимут ее в ходе торгов до рыночного уровня, а может быть и выше. Конечно, есть шанс, что лот уйдет по первоначальной низкой цене, доставшись единственному участнику аукциона. Вероятность такого, не выгодного для кредиторов варианта не велика, потому что в торгах с каждым годом участвует все больше людей, внимательно следящих за появлением выгодных лотов. К примеру, на один хороший лот в 2015 году в среднем поступало 3-4 заявки. Сейчас аналогичный лот привлекает не менее 12-16 участников. Это значит, что доступный по цене лот привлечет внимание желающих и скорее всего будет продан по цене близкой к рыночной. На данный момент, эта стратегия получает все большее распространение. При этом сокращаются издержки на публикации и вознаграждение управляющего, сокращаются сроки реализации имущества.

Добавим в итоге, что дешёвые, качественные лоты на торгах присутствуют. Даже на первом аукционе. При этом, причиной низкой цены может быть не плохое состояние имущества, а выбранная стратегия реализации.